Копытова Ирина Александровна,Воспитатель
Проект «Речь развиваем, в игры играем»МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Проект
в игры играем»
Воспитатели: Копытова И.А Гирик И.Х.
Рефтинский Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь- февраль). Вид проекта: познавательно - творческий. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: дети 2 младшей группы. Актуальность проекта Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Еще В. А.Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания и развития на сотрудников образовательных учреждений. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Традиционные формы решения этой проблемы не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что снижает результаты. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность под руководством педагогов поможет решить эту проблему. Далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильной речи детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Сюжетно ролевые, подвижные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия с настольно печатными играми дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Цель проекта: Создать условия для развития речи детей посредством игры. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи проекта: повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи развивать речь детей в ДОУ и семье через игровую деятельность. Развивать познавательную активность, творческие способности. Создать условия для развития речи детей при помощи игр. Обогатить предметно-развивающую среду группы. Укрепить связи между детским садом и семьёй
Предполагаемый результат: Для детей: Повышение уровня развития речи у детей. Умение обратиться за помощью к взрослым. создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения; повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей; сформированность мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами ДОУ через вовлечение в совместные мероприятия; обогащение предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников; речевое развитие детей в условиях ДОУ и в семье через игру. Для воспитателей: 1. Новые знания о развитии речи детей. 2. Желание работать в этом направлении. 3. Повышение самообразования. 4. Укрепление отношений с родителями. Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду Родители: родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию дидактических игр в работе с детьми; родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения дидактических игр с детьми дома. Процесс реализации проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. Этапы реализации проекта:
1.Подготовительно – организационный этап: Разработка тематического плана. Подбор дидактических игр и игровых упражнений. Создание предметно – развивающей среды. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед. 2.Основной этап: Реализация мероприятий по проектной деятельности 3.Заключительный: Презентация проекта. Дидактические игры Ход реализации проекта Первый этап – подготовительный: Опрос детей. : Игрушки можно сделать из пуговиц. : Можно слепить из пластилина. : Можно собрать из лего-конструктора. : Можно сшить из меха, мне мама сшила. : Выпилить из досок. : Сложить из бумаги зайчика, корабли Что мы знаем об игрушках? • Куклы похожи на маленьких детей. • Игрушки бывают маленькие и большие. • Игрушки делают из разного материала (пластмассы, дерева, металла, глины, меха, бумаги). • Игрушки бывают механические, заводные, на пульте управления. • Для машинок можно построить гараж и дорогу. • С куклами и мягкими игрушками можно играть в сюжетно-ролевые игры. Что мы хотим узнать об игрушках? • Все ли игрушки можно мыть? • Почему, когда мы моем игрушки, некоторые из них тонут? • В какие игрушки, сделанные из бумаги можно играть долго? Почему они не рвутся? • Давно ли появились игрушки? • Как играть с маленькими игрушками? • Историю игрушки? • Могут ли игрушки, сделанные из бумаги быть прочными? Что можно сделать, чтобы узнать? Провести опыты. • Изготовить игрушки своими руками. • Узнать из книг. • Спросить у взрослого Формы реализации проекта: беседы, организованная деятельность детей и педагогов, рассказывание историй и сказок, отгадывание загадок, чтение и разучивание стихов, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, изготовление игрушек, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Второй этап – основной:
Взаимодействие с родителями: 1. Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей. 2. Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка. 3. Посиделки с родителями «Угости мишку». 4.Консультация: «Роль семьи в развитие речи через дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста». Третий этап – заключительный: Разработка лэпбука: «Сказки», «Где?», «Чья?, Чей?, Чьё?, Чьи?», «Расскажи сказку», «Один - много», «Назови одним словом», и т. д. Рассказывание отрывков и драматизация из сказок по иллюстрациям к сказкам «Репка», «Колобок». Повышение знаний по развитию речи у детей младшего возраста.
Выводы и перспектива: разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Проект «В игры играем - речь развиваем» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях. Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.
Литература 1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. 2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59. 3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164. 4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59. 5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
21 ноября 2024 в 20:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.