Копытова Ирина Александровна,Воспитатель

Проект «Речь развиваем, в игры играем»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

 

 

 

Проект
«Речь развиваем

 в игры играем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели: Копытова И.А

Гирик И.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Рефтинский

Продолжительность проекта:  долгосрочный (октябрь- февраль).

Вид  проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: дети 2 младшей группы.

Актуальность проекта

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь.

Еще В. А.Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания и развития на сотрудников образовательных учреждений. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Традиционные формы решения этой проблемы не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что снижает результаты. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность под руководством педагогов поможет решить эту проблему.

Далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильной  речи детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

 Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

 

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Сюжетно ролевые, подвижные  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия с настольно печатными играми  дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Цель проекта:

Создать условия для развития речи детей посредством игры. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи проекта:

повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи

развивать речь детей в ДОУ и семье через игровую деятельность.

Развивать познавательную активность, творческие способности.

Создать условия для развития речи детей при помощи игр.

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Укрепить связи между детским садом и семьёй

 

Предполагаемый результат:

Для детей:

 Повышение уровня развития речи у детей.

 Умение обратиться за помощью к взрослым.

 создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

 сформированность мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами ДОУ через вовлечение в совместные мероприятия;

обогащение предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

речевое развитие детей в условиях ДОУ и в семье через игру.

Для воспитателей:

1. Новые знания о развитии речи детей.

2. Желание работать в этом направлении.

3. Повышение самообразования.

4. Укрепление отношений с родителями.

Для родителей:

1. Сближение с детьми и педагогами.

2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду

 Родители:

родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию  дидактических игр в работе с детьми;

родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения  дидактических игр с детьми дома.

Процесс реализации проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.

Этапы реализации проекта:

 

1.Подготовительно – организационный этап:

Разработка тематического плана.

Подбор дидактических игр и игровых упражнений.

Создание предметно – развивающей среды.

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

2.Основной этап:

Реализация мероприятий по проектной деятельности

3.Заключительный:

Презентация проекта.

Дидактические игры

Ход реализации проекта

Первый этап – подготовительный:

Опрос детей.

: Игрушки можно сделать из пуговиц.

: Можно слепить из пластилина.

: Можно собрать из лего-конструктора.

: Можно сшить из меха, мне мама сшила.

: Выпилить из досок.

: Сложить из бумаги зайчика, корабли

Что мы знаем об игрушках?

• Куклы похожи на маленьких детей.

• Игрушки бывают маленькие и большие.

• Игрушки делают из разного материала (пластмассы, дерева,

металла, глины, меха, бумаги).

• Игрушки бывают механические, заводные, на пульте управления.

• Для машинок можно построить гараж и дорогу.

• С куклами и мягкими игрушками можно играть в сюжетно-ролевые игры.

Что мы хотим узнать об игрушках?

• Все ли игрушки можно мыть?

• Почему, когда мы моем игрушки, некоторые из них тонут?

• В какие игрушки, сделанные из бумаги можно играть долго? Почему они не рвутся?

• Давно ли появились игрушки?

• Как играть с маленькими игрушками?

• Историю игрушки?

• Могут ли игрушки, сделанные из бумаги быть прочными?

Что можно сделать, чтобы узнать? Провести опыты.

• Изготовить игрушки своими руками.

• Узнать из книг.

• Спросить у взрослого

Формы реализации проекта: беседы, организованная деятельность детей и педагогов, рассказывание историй и сказок, отгадывание загадок, чтение и разучивание стихов, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, изготовление игрушек, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Второй этап – основной:

Месяц

Направления работы

мероприятия

Сентябрь

 

Подбор изучения методической литературы по выбранной теме, определений целей и задач тематический разработка системы мер, направленных на решение проблем.

Изучение литературы.

Знакомство и анализ документации по данной теме.

 

 

Октябрь

 

Проведение опроса детей. Наблюдения  уровня 3-4 лет в ходе применения дидактических игр.

Подбор дидактических игр.

Сюжетно ролевых игр, подвижных.

Беседы: «Для чего язык нужен», «Моя любимая игрушка», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья» Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

Ноябрь

 

обучения детей развитию речи младших дошкольников через дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры:

«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

Использование подвижных игр со словами «Зайка серенький сидит»«Вышла курочка гулять»

Декабрь

Приготовления демонстрационного и раздаточного материала по данной теме.

Игры для ознакомления с окружающим миром – «Одежда»«Посуда»«Разрезные картинки», вкладыши.

Использование подвижных игр со словами «Зайка серенький сидит»«Вышла курочка гулять»«Как у наших у ворот»

Игры на развитие цветового восприятия -  «Посади бабочку на цветок»«Подбери бабочке крылышко».

Сюжетно-ролевые игры: «Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

 

Январь

 

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи через дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевые игры:

«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей.

Развивать мелкую моторику пальцев.

«Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

«Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей.

Февраль

Организация  круглого стола для родителей  «Дидактическая игра как средство развития речи детей»

Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития речевой активности ребёнка.

Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным

детьми

Сюжетно-ролевые игры:

«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

Рисование карандашами, краскам на тему: «Моя любимая игрушка»

 

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Презентация

 

Взаимодействие с родителями:

1. Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей.

2. Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка.

3. Посиделки с родителями «Угости мишку».

4.Консультация: «Роль семьи в развитие речи через дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста».

Третий этап – заключительный:

Разработка лэпбука: «Сказки», «Где?», «Чья?, Чей?, Чьё?, Чьи?», «Расскажи сказку», «Один - много», «Назови одним словом»,  и т. д.

Рассказывание отрывков и драматизация из сказок по иллюстрациям к сказкам «Репка», «Колобок».

Повышение знаний по развитию речи у детей младшего возраста.

 

Выводы и перспектива: разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.

Проект «В игры играем - речь развиваем» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях.  Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.

 

 

Литература

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в  младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ  /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 ноября 2024 в 20:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.